План дня:
- Выезд из Perpignan
- Château de Peyrepertuse
- Château de Quéribus
- Château de Puilaurens
- Château de Montségur
- Grotte de Niaux
- Ночевка в Carcassonne
Общий пробег 360 км
День выдался пасмурным и утром мы были настроены пессимистично. По результатам, однако, могу уверенно констатировать, что замки катаров отлично выглядят в пасмурную погоду, которая полностью соответствует их романтическим полуруинам и мрачным повествованиям о выжигании катарской ереси.
"Замки катаров" – название туристическое, а не историческое. Из пяти французских цитаделей на старой границе с Арагоном, получивших прозвище "сыновья Каркассона", мы снаружи осмотрели три, а зашли только в одну.
Порывшись в фотографиях интернетов и посмотрев на месте, полностью согласны с мнением путеводителя Rough Guide: "Если вы располагаете временем на посещение лишь одного из замков катаров [добавим от себя – и не хотите лишний раз тратиться на входные билеты], лучшим выбором будет замок Пейрепертюз (Château de Peyrepertuse), не только из-за своего идеального расположения и ошеломляющих пейзажей, но и потому, что все его сооружения необычайно хорошо сохранились... Пейрепертюз – это один из тех европейских замков, что в наибольшей степени внушают благоговейный трепет".
Пейрепертюз очень понравился. Из того, что мы видели ранее, ближе всего по ощущениям крепости Сан-Марино. Даже Каркассон, при всей своей грандиозности, произвел на нас меньшее эмоциональное впечатление.
Дорога к Пейрепертюзу ведет мимо цитадели Керибу (Château de Quéribus). Все крепости катаров громоздятся на крутых скальных выступах.
Пейрепертюз и сам расположен на вершине скального хребта. Крайне не рекомендуется подниматься к замку во время летних гроз – молнии регулярно попадают в хребет.
Очень удачно организован подход к крепости – 10-минутный подъем от стоянки проходит по живописной тропе в окружении зарослей самшита.
Вид на нижнюю, более древнюю, часть цитадели с верхнего донжона. Видна и стоянка с нашей одинокой машинкой – нам никто не мешал, все же у не-сезона есть свои преимущества.
С другой стороны обрывки низких облаков путаются в скалах – окружающий ландшафт реально впечатляет.
В ознаменование победы над непогодой поднимаем над замком российский крепостной флаг.
На обратном пути подъехали к замку Керибу (Château de Quéribus), который отлично смотрится и от Пейрепертюза.
Невольно ожидаешь, что на башне вот-вот вспыхнет сигнальный костер в стиле "Властелина колец":
Далее мы направились к крепости Пилоран (Château de Puilaurens), которая радует разнообразием доступных точек обзора.
Как я уже говорил, пасмурная погода делает осмотр полуразрушенных крепостей менее комфортным, но по настроению им отлично соответствует. Единственное, что может реально помешать – низкая облачность, способная полностью погрузить вершину в непроницаемый туман. Именно это и произошло с Château de Montségur. Впрочем, остатки некогда легендарной крепости Монсегюр сейчас не слишком интересны, мы заехали поскольку до заранее назначенного времени посещения пещеры Нио оставалось время – так что не сильно горевали и с удовольствием поспали в машине.
Пещера Нио́, хоть не самая знаменитая из пещер Франции и Испании с наскальными рисунками (уж больно им повезло с художниками в палеолите), но, несомненно, заслуживает посещения, особенно с детьми.
Большинство популярных в разных странах карстовых пещер славятся в первую очередь лесом сталактитов/сталагмитов и обильной разноцветной подсветкой в расчете на непрерывный поток туристов (за последний год мы видели Пещеру Прометея близ Кутаиси и Диктейскую пещеру на Крите). Пещера Нио на них совсем не похожа – здесь почти нет впечатляющих геологических формаций, а режим посещения строг и аскетичен. Для сохранения нужного микроклимата количество групп и людей в группах ограничено, и в сезон попасть сюда без предварительной записи проблематично. Всем экскурсантам выдают персональные фонарики, что делают прогулку достаточно романтичной.
Из примерно 4 км галерей доступен для посетителей примерно 800-метровый участок, приводящий т.н. "Черной комнате" (Salon Noir), где и сосредоточены основные рисунки. При подходе к "комнате" фонарики выключаются и подсветкой управляет только экскурсовод. Наскальные картинки изображают лошадей, горных козлов, оленей и бизонов – все отличного качества, выполнены большей частью "карандашом", изготовленным из бизоньего жира и оксида марганца. Встречаются небольшие фрагменты красного цвета (наконечники копий и т.п.). Художники часто использовали естественный рельеф стен, размещая тела, хвосты или рога на подходящих выступах.
Основные недостатки – вся экскурсия на французском и запрещено фотографировать (поэтому фотографий мало).
Ну, а ночевали мы уже в Каркассоне – но это "совсем другая история".